Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков"
официальный сайт

Инновационная деятельность. Особенности организации учебно-воспитательного процесса

1. Основные этапы научно-экспериментальной работы

Лицей является экспериментальной площадкой Российской академии образования. Для понимания особенностей организации учебно-воспитательного процесса Лицея сегодня, необходимо знать о предыдущей экспериментальной деятельности М.П. Щетинина в образовательных учреждениях России и Украины.

Многоэтапный уникальный научный поиск М.П. Щетинина известен не только в России, но и в мире следующими новаторскими достижениями в области образования:

  • Создание качественно новой отечественной модели – школа-комплекс, включающей, наряду с общеобразовательной программой, музыкальную, хореографическую, художественную и спортивную школы. По итогам пятилетней экспериментальной работы Яснозоринская школа-комплекс (Белгородская область) под руководством М.П. Щетинина получила премию Ленинского Комсомола как лучшая школа СССР (1979 г.) и мировое признание.
  • Разработка и экспериментальное доказательство эффективности метода «погружения в предмет», основанного на применении в педагогической практике результатов исследований физиологии высшей нервной деятельности человека (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева и др.). Данное исследование осуществлено Михаилом Петровичем на Украине, в с. Зыбкое. «Погружение» предполагает концентрированное, доминантное обращение к информационному потоку одного конкретного предмета школьной программы, чередуемое с производительным трудом, занятиями искусством и физическими упражнениями. В процессе «погружения» ребёнок получает возможность преодолеть фрагментарность восприятия знаний, имеющую место в традиционной многопредметности учебного дня.
  • Создание Центра комплексного формирования личности детей и подростков (Краснодарский край, ст. Азовская), где продолжился экспериментальный поиск на основе развития профессиональных качеств и творческих способностей детей на основе целостного, разностороннего образования. В 1994 году педагогический коллектив Азовской школы по результатам номинации инновационных проектов в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» был отмечен Международным фондом «Культурная инициатива» и Экспертным советом Министерства образования РФ Грантом первой степени.
  • Принципиально новый этап разработки модели образования развёрнут М.П. Щетининым с лета 1993 года в с. Текос Краснодарского края. Необходимость переосмысления теоретико-методологических, философско-педагогических подходов к организации школьной жизни привела к принципиально новой реализации тезиса – «Ребенок – главное действующее лицо в создании образовательной модели». В Лицее дети являются активными участниками воспитательной, учебной и организационной деятельности. И это не просто педагогическая методика или игра в самоуправление. Приходя в школу, ребенок должен не «учиться жить», а строить жизнь, участвовать в разрешении проблем, актуальных для Родины, брать на свои плечи масштабные задачи, т.к. они определяют масштаб самой личности. С 1994 года в с. Текос запущена модель опережающего обучения по программам основного общего и среднего общего образования в разновозрастных группах обучающихся.

Особого внимания заслуживает тот факт, что удалось создать и проверить на практике в течение 20-ти последних лет (впервые в мировом образовательном пространстве) структуру образования без классно-урочной системы организации учебно-познавательного процесса. В 1999 году Лицей под руководством М.П. Щетинина был признан одной из лучших педагогических систем мира и стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Для ознакомления с опытом работы Лицея и на стажировку приезжали делегации из Канады, США, Японии, Великобритании, Испании, Германии, Франции, Словакии, Чехии, Приднестровья, Литвы, Беларуси, Украины, Казахстана, Малайзии, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Армении, Абхазии и других стран.

Направленность образовательной деятельности в Лицее определяется ориентацией на служение Родине, а потому патриотизм, народная культура и традиции, историческая память являются базой, мощным фундаментом, на котором возрастает молодая личность.

2. Результаты экспертизы

Независимая экспертиза результатов работы Лицея была сделана Институтом развития образовательных систем Российской академии образования в 2008-м и 2011, 2013 годах. Из наиболее значимых результатов экспертизы можно назвать пять.

Во-первых, доказательство, что интеграция процессов обучения, производительного труда и научного поиска повышает эффективность каждого из этих видов деятельности.

Во-вторых, доказательство того, что разработанные методы интенсификации учебного процесса обеспечивают высокое качество образования при сокращении времени обучения и улучшении здоровья учащихся. Как известно, состояние здоровья основной массы школьников по мере продвижения от первого класса к выпускному в целом ухудшается.

В-третьих, обеспечивается эффективная социализация и формирование устойчивой гражданской позиции учащихся. По данным исследований ИРОС РАО, почти все 88% процентов лицеистов выражают обеспокоенность судьбами России и своего народа – в 11 раз чаще, чем учащиеся обычных школ и гимназий. Практически все лицеисты готовы охотно выполнить свой воинский долг, тогда как среди учащихся обычных и специализированных школ и гимназий таковых оказывается не более 15-20%.

В-четвертых, успешно решается важнейшая задача гармоничного сочетания национального и интернационального воспитания. В Лицее учатся дети более 40 национальностей. Они воспитываются в духе дружбы, братства и консолидации всех народов нашей страны. Национальная политика Лицея строится на основных принципах государственной национальной политики и предполагает видение будущего человечества как поликультурного целого, единство которого произрастает из уважения к культурным особенностям, языку и традициям каждого народа.

Важным направлением образовательной политики Лицея является работа с детьми и подростками такого конфликтогенного региона нашей страны, как Северный Кавказ. Воспитательная работа с детьми из Чеченской республики, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и других кавказских регионов направлена на формирование личностного мировоззренческого стержня, ориентированного на понимание важности и необходимости единства народов нашей страны.

В-пятых, эксперимент в Лицее фактически перерос рамки среднего общеобразовательного учреждения. Практически все лицеисты овладевают на уровне средней и высокой квалификации несколькими рабочими профессиями, пользующимися повышенным спросом на рынке труда. На основе сотрудничества с рядом российских вузов и Институтом развития образовательных систем РАО осуществляется интеграция общего среднего и высшего профессионального образования. За 8 лет (с 2001 по 2008 гг.) из 260 выпускников средней школы Лицея более 60 человек досрочно (в 13-15 лет) получили аттестат о среднем образовании. Более 90% из них поступают в высшие учебные заведения. Более 120 выпускников Лицея, получивших аттестат зрелости за последние 15 лет, получили или получают по 2-3 высших образования.

3. Инновационная деятельность в Лицее сегодня

Учреждение постоянно разрабатывает и реализует на практике новые методы обучения, в связи с чем, в Лицее могут использоваться эвристический и ситуативный подходы к планированию и организации занятий, без применения жёстко установленного регламента. При этом нормативными сохраняются только результаты обучения, которые не могут быть ниже установленных норм в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Инновационная деятельность в Лицее сегодня направлена на развитие модели опережающего обучения в разновозрастных учебных группах. Данная модель предусматривает:

  • право обучающегося иметь реальную возможность выбора индивидуальной учебно-познавательной траектории и скорости ее прохождения, что обеспечивает его опережающее обучение;
  • психологическую готовность ученика к осмысленным действиям в ситуации выбора объема информации для изучения или направления исследования, в которых планируется достижение высоких, опережающих результатов;
  • совместную поисковую деятельность учителя (учителей) и ученика, создание единой образовательной среды («ученик-исследователь», «ученик-учитель», «учитель-ученик»).
  • ориентированность обучающегося не только на достижение опережающих результатов, но и на создание своего «учебного пособия» или другого «информационного продукта», отражающего собственные методы и приемы преподавания, креативный взгляд на информационное составляющее того или иного предмета (с допуском специализированного материала из высшей школы), междисциплинарный взгляд на какое-либо явление или объект. При этом происходит перевод обучаемого из статуса объекта воздействия в статус субъекта творчества (поэтичности), а традиционный основной учебный материал из ранга предмета освоения становится средством достижения созидательных целей.

Моделью выпускника Лицея становится гармоничная, всесторонне развитая личность, которая видит глубокие связи между различными явлениями окружающей действительности, обладающая высоким уровнем интеллектуального развития, творческим потенциалом. Ориентация на поиск собственного оптимального и эффективного метода освоения учебного материала формирует особенности мышления обучающегося, вскрывает потенциал его индивидуальных способностей, обозначает ответственность автора за проделанное исследование.

Характерной инновационной особенностью Лицея является создание непрерывной научно-образовательной и производственной системы (НОиПС) «лицей – вуз – научная деятельность (аспирантура) – производство».

Формирование у обучающихся Лицея устойчивого интереса к области образования, инженерно-строительному сектору, сфере сельского хозяйства - одна из ключевых задач образовательной политики учреждения. Лицей сотрудничает с рядом вузов педагогической, сельскохозяйственной, инженерно-строительной направленности, с учреждениями среднего профессионального звена – в сфере строительной, экономической и юридической специализации.

На базе научно-педагогических и производственных объединений Лицея (НППО), организующих работу ученых из различных областей, учителей, студентов и обучающихся, разрабатываются и экспериментально апробируются программы по предметам, курсам, модулям.

Непрерывная научно-образовательная и производственная система для педагогического состава выглядит как «педагогическая деятельность – научно-исследовательская деятельность – производственная деятельность». В Лицее молодыми педагогическими кадрами осуществляется научно-исследовательская деятельность в различных областях теории, методики и истории педагогики, педагогической психологии, истории, социальной философии. Запущен ряд производственно-технологических проектов.

Характерной инновацией является создание внутри Лицея поликультурной среды. Воспитательная работа с детьми направлена на формирование личностного мировоззренческого стержня, ориентированного на понимание важности и необходимости единства народов нашей страны. Родители из Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Калуги, Курска, Архангельска, Воронежа, Смоленска, Пензы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова, Самары, Челябинска, Калининграда, Краснодара, Якутии, Татарстана, Алтая, Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чеченской республики, Карачаево-Черкессии, Удмуртии, Абхазии, Киргизии, Казахстана, Беларуси, Украины, Литвы, Латвии и других регионов везут самое дорогое – детей, не только для получения хороших знаний по предметам средней школы, а, в первую очередь, для получения опыта соборного строительства жизни, развития отношений, совместного разрешения проблем и, самое важное, совместного созидания на благо своих народов, нашей многонациональной страны и всего человечества.

События

06.11.2017

Участие во внутришкольном открытом турнире по армейскому рукопашному бою.

6 ноября состоялся внутришкольный открытый турнир по армейскому рукопашному бою филиала МО РФ ЦСКА в г. Геленджик.Поздравляем наших лицеистов с достойными результатами!
далее…

01.11.2017

Лаборатория социальной философии

С 1 по 11 ноября на базе Лицея работает творческая лаборатория социальной философии.
далее…

15.10.2017

Поздравляем наших лицеистов!

14 октября в г. Геленджик состоялись открытые внутришкольные соревнования по армейскому рукопашному бою "Кубок ЦСКА"
далее…
Все новости

все новости

Поступающим

Контакты

353484, Россия,
Краснодарский край, г.Геленджик,
с.Текос, ул. Лесная, 5

тел. приемной директора: 8(86141) 60062;

тел./факс учебного отдела и бухгалтерии: 8(86141) 60346

e-mail: info@raeliceum.ru


дополнительно…